При нормальном развитии у ребенка этого возраста исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног. В этом возрасте можно начинать проводить пассивные движения для рук. В возрасте 3–4 мес. в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения. На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус. Если у ребенка появляются первые попытки к изменению положения тела – переворачивается со спины на живот, то ему следует помогать.

К 3 мес. исчезает феномен ползания, и тогда можно применять упражнения для нижних конечностей.

Процедура проводится в следующей последовательности:

1. Массаж рук.

2. Охватывающие движения руками (пассивное упражнение).

3. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание).

4. Поворот на живот вправо (рефлекторное движение).

5. Массаж спины (поглаживание, растирание, разминание).

6. Рефлекторные движения головой назад в положении на животе.

7. Массаж живота (поглаживание).

8. Массаж стоп (растирание, похлопывание).

9. Упражнения для стоп (рефлекторные).

10. Вибрационный массаж грудной клетки.

11. Пассивные упражнения для рук и ног на сгибание и разгибание.

12. Поворот на живот влево.

Положение ребенка для всех приемов – лежа.

Методические указания

Содействовать полному уравновешиванию сгибателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела, обеспечить условия для развития ручной умелости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки.

Методика массажа и гимнастики в возрасте 4–6 месяцев

В возрасте 4–5 мес. у ребенка происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей нижних конечностей, поэтому необходимо вводить пассивные движения для нижних конечностей. Укрепление передних шейных мышц к 4 мес. происходит благодаря упражнениям на основе пищевого рефлекса с поворотами и подниманием головы ребенка. В этом возрасте можно вводить активные упражнения на изменение положения тела (из положения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.

Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений на счет вслух (раз, два, три, четыре). Обязательное мероприятие – массаж нижних конечностей, спины, живота, стоп, массаж верхних конечностей (Рис. 155 158).

Рис. 155. Скрещивание рук на груди

Рис. 156. Сгибание и разгибание рук

Рис. 157. Сгибание и разгибание ног вместе

Рис. 158. Сгибание и разгибание ног попеременно

Последовательность процедуры:

1. Обхватывающие движения руками, движения пассивные окрестные перед грудью.

2. Массаж ног.

3. Имитация велосипедных движений, «скользящие шаги» по поверхности стола.

4. Поворот со спины на живот вправо, массаж спины (все приемы).

5. Массаж живота (поглаживание по часовой стрелке, по ходу косых мышц живота).

6. «Парение» в положении на животе.

7. Приподнимание верхней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки.

8. Массаж стоп.

9. Сгибание и разгибание ног вместе и по очереди.

10. Упражнение рефлекторное на спине, «парение».

11. Массаж грудной клетки (акцент на межреберные промежутки).

12. Поворот со спины на живот влево.

Методические указания

Ребенок лежит. Основная задача – дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение положения тела с поворотами его. Подготовка к ползанию – при выкладывании на живот следует подавать ритмичные звуковые сигналы для развития слухового рефлекса. Движения по средней линии стопы от точки юн цюань до пятки между 2–3 пальцами стопы по подошве (Рис. 159).

Рис. 159. Рефлекторное упражнение для стоп

Применять похлопывающие движения 2–3 пальцами по всей поверхности стопы, на тыльной стороне надавливать на точку пу шэнь, по наружной стороне стопы.