Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором правильного развития ребенка. Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей.

В первые 3 мес. жизни наблюдается резкий гипертонус сгибателей конечностей, но постепенно нарастает уравновешивание их мышцами антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателей и расслаблению мышц.

Нужно стимулировать самостоятельные движения ребенка, связанные с разгибанием, используя врожденные рефлексы. К числу этих рефлексов относятся ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение), защитно оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни, сосудистых, ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные).

У детей до 2,5–3 мес. имеется ножной рефлекс (феномен ползания). Он относится к кожным рефлексам. В этих рефлексах раздражителем является прикосновение к коже, а ответная реакция выражается сокращением соответствующих мышц. В первом случае (феномен ползания) – разгибателей мышц, при спинном рефлексе Таланта – разгибателей позвоночника. В первые месяцы жизни целесообразно использовать только рефлексы, связанные с разгибанием во избежание усиления сгибателей, тонус которых и без того преобладает.

В возрасте 5–6 мес. дети могут сидеть без поддержки. К 7 му месяцу выпрямляется позвоночник, и ребенок, сидя свободно манипулирует руками, хорошо удерживая положение тела. В возрасте 8–10 мес. ребенок стоит еще неустойчиво.

Методика массажа и гимнастики в возрасте от 0,5 до 3 месяцев

Общие физиологические предпосылки

Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгибателей конечностей, усилия массажиста должны быть направлены на расслабление этих мышц.

Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно мышечных и защитных.

Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц сгибателей.

У детей раннего возраста необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.

Последовательность выполнения процедуры:

1. Массаж рук (поглаживание).

2. Массаж ног (поглаживание).

3. Выкладывание на живот.

4. Массаж спины (поглаживание).

5. Массаж живота (поглаживание).

6. Массаж стоп (растирание).

7. Упражнения для стоп (движения рефлекторные).

8. Разгибание позвоночника (рефлекторные) в положении на боку – то на правом, то на левом.

9. Выкладывание на живот.

10. Рефлекторное ползание.

Ребенок при выполнении процедуры лежит на спине.

Методические указания

Ребенок должен ежедневно принимать теплую ванну, у него нужно постоянно вызывать положительные эмоции во время процедуры, общения.


See also: